Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Красноярскому краю
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

Места боевой славы города Красноярска

В преддверии празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1941 гг. сотрудники Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю посетили места боевой славы города Красноярска.

Во время войны в Красноярске находилось 60 эвакуационных госпиталей, где лечили бойцов, тяжело раненных на фронтах Великой Отечественной. Всего они могли принять почти 25 тысяч бойцов. Самый известный из эвакогоспиталей под номером 1515 находился в доме, где сейчас размещается школа №10.

Парк Гвардейский – известное место, откуда уходили на фронт добровольцы. Парк называется Гвардейским не просто так: здесь в 40-х годах находился полевой лагерь. Отсюда уходили на фронт соединения 78-й добровольческой бригады и 119-й стрелковой дивизии. 119-я прошла впечатляющий боевой путь, поучаствовав практически во всех крупных сражениях Великой Отечественной, и заслуженно получила звание 17-й гвардейской. После капитуляции Третьего Рейха дивизию перебросили на Дальний Восток, где в боях против японцев ее бойцы форсировали хребет Большой Хинган, разгромили японские гарнизоны и дошли до Порт-Артура. 78-я бригада, отличавшаяся повышенным содержанием коммунистов и комсомольцев, прославилась в боях подо Ржевом, где во время операции «Марс» потеряла до двух третей личного состава.

Во время войны «Взлетка» еще не была «новым центром» города – здесь находился давший впоследствии название микрорайону аэропорт, служивший перевалочной базой для поступавших в СССР по ленд-лизу самолетов. Красноярск занимал уникальное место пересечения сразу двух воздушных трасс: Северной (Москва – Уэлькаль) и Южной (Москва – Хабаровск – Владивосток). С августа 1943 по май 1944 года Красноярским аэропортом было принято 3582 самолета, из них 2338 боевых самолетов в 543 группах.

Свой вклад в освобождение родины от захватчиков внесли и красноярские железнодорожные части. В 1941 году в крае был сформирован 29 отдельный дивизион бронепоездов. На фронт он выехал на машинах, в которых бронеплощадки и часть вооружения были созданы  коллективом ПВРЗ.  Экипажи бронепоездов «Енисей» и «Красноярец» в основном состояли из рабочих и техников завода. Сибирские бронепоезда, проводившие  огневые  налеты на немецкие позиции,  оказались грозным оружием. Красноярская паровозная колонна №31 шла за  наступающими на запад советскими войсками.  Красноярцы  успешно выполняли задания  по снабжению фронта боеприпасами и людскими резервами, доставляли продовольствие в освобожденные районы,  перебрасывали санитарные поезда. В декабре 1944 года в Восточную  Пруссию был направлен  паровоз СО 17-1613,  построенный по заданию ГКО на заводе «Сибтяжмаш». Его экипаж прошел славный путь до Берлина,  а после войны обслуживал специальные перевозки, связанные  с конференцией союзных держав в Потсдаме.

Паровоз серии «Серго Орджоникидзе» на железнодорожном вокзале – эта серия железнодорожного транспорта в войну выпускалась на заводе «Сибтяжмаш». Именно на составе, влекомом таким паровозом, на Потсдамскую конференцию отправилась советская делегация во главе с Иосифом Сталиным.

В целом за годы войны Красноярск стал крупным индустриальным центром Восточной Сибири,  одним из новых промышленных арсеналов страны.