Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Красноярскому краю
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

Выступление руководителя Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю В.В. Быченкова на окружном координационном совещании по вопросам исполнения решений, вынесенных судами Российской Федерации и связанных с выплатой задолженностей и их...

Выступление руководителя Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю В.В. Быченкова на окружном координационном совещании по вопросам исполнения решений, вынесенных судами Российской Федерации и связанных с выплатой задолженностей и их индексаций из бюджетов всех уровней, организации взаимодействия в ходе работы с жалобами, поданными в Европейский суд по правам человека.

г. Новосибирск, 8 февраля 2007 года.

________________________________________________________________

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ !

1. Введение

Действующим законодательством органы Федерального казначейства уполномочены на исполнение судебных актов по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета.

В Управлении Федерального казначейства по Красноярскому краю и его 54-х подведомственных отделениях, являющихся самостоятельными юридическими лицами, открыты лицевые счета по учету средств федерального бюджета и внебюджетных средств 830 федеральным бюджетополучателям.

Работа по исполнению исполнительных документов строится на основании Федерального закона от 27 декабря 2005 года № 197-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2006 года, которым установлен ряд новшеств, имеющих целью повысить эффективность исполнения исполнительных документов. В Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) указанным законом введена новая глава 24.1.

Законом разделена компетенция органов власти трех уровней (федеральной, региональной и местной) в области исполнения судебных актов. В частности, исполнительные листы о взыскании с краевых и муниципальный учреждений, взыскании средств за счет казны Российской Федерации органами Федерального казначейства не исполняются.

2. Статистические данные

За 2006 год взыскателями предъявлено 1139 исполнительных документов на общую сумму 82 млн. 483,5 тыс. рублей, должниками по которым выступают 124 бюджетополучателей, имеющих лицевые счета Управлении и отделениях, из них:

- 57 бюджетополучателями исполнено полностью 800 исполнительных документов на сумму 6 млн. 253,5 тыс. рублей.

- 67 бюджетополучателями исполнено частично исполнительных документов на сумму 31 млн. 789,3 руб.

Итого исполнено полностью или частично исполнительных документов на общую сумму 38 млн. 042,8 руб. (46% от суммы предъявленных).

Основными причинами неисполнения (полного или частичного) являются:

1) Неправильное указание судом наименование бюджетополучателя в резолютивной части решения и в исполнительном документе.

2) Неполное или неправильное указание реквизитов банковского счета взыскателя вследствие отсутствия единой нормативно установленной формы заявлений взыскателя.

В 2006 году из общего числа предъявленных исполнительных документов взыскателями остались неисполненными по указанным причинам 111 исполнительных документов на общую сумму 3 млн. 587,1 тыс. В связи с чем, 36 должников-бюджетополучателей из общего числа не имели правовых оснований для исполнения вынесенных судебных актов (даже при наличии финансовых средств).

3) Отсутствие или недостаточность лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств.

Согласно БК РФ (пункт 5 статьи 242.3), при отсутствии или недостаточности лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов и остатка внебюджетных средств, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства.

В 2006 году из общего числа предъявленных исполнительных документов взыскателями по этой причине осталось неисполненным 25 исполнительных листов 1 бюджетополучателя на сумму 26,7 тыс. рублей.

4) Отзыв исполнительных документов взыскателями (по своей инициативе либо вследствие предъявления в дальнейшем для исполнения в ином порядке).

Взыскателями отозванo 69 исполнительных документов, предусматривающих взыскание с 17 бюджетополучателей на общую сумму 11 млн. 445,8 тыс. рублей.

5) Предъявление исполнительных документов в орган Федерального казначейства, в котором не открыт лицевой счет должника, указанного в судебном акте.

В 2006 году из общего числа предъявленных исполнительных документов по этой причине возвращено 4 исполнительных документа на общую сумму 224,8 тыс. рублей.

6) Отмена в судебном порядке судебных актов, на основании которых вынесены предъявленные исполнительные документы (как правило, решения оспариваются должниками):

102 исполнительных документа на сумму 1 млн. 583,3 тыс. рублей.

Кроме того, 17 предъявленных исполнительных документов 8 бюджетополучателей на сумму 670, 7 тыс. рублей находятся на исполнении в органах Федерального казначейства и подлежат исполнению в 2007 году.

3. Взаимодействие с органами, осуществляющими исполнение исполнительных документов

а) Взаимодействие с органами исполнительной власти Красноярского края и органами местного самоуправления.

В Управление и отделения регулярно поступают исполнительные документы исполнительные документы по денежным обязательствам краевых и муниципальных бюджетных учреждений о взыскании за счет средств указанных бюджетов.

В таких случаях взаимодействие с органами исполнительной власти Красноярского края и органами местного самоуправления заключается в разъяснении взыскателям, предъявляющим подобные исполнительные документы в органы Федерального казначейства, порядка их исполнения с указанием уполномоченного органа. Подлинники таких исполнительных документов своевременно возвращались взыскателям.

б) Взаимодействие со службой судебных приставов.

Поскольку действующим законодательством, не предусматривается обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы службой судебных приставов, взаимодействие Управления с подразделениями Федеральной службы судебных приставов сводится в основном в ответе на запросы судебных приставов по исполнительным производствам.

Исходя из существа запросов, Управлением в установленные сроки представлялась необходимая информация, одновременно разъяснялся порядок исполнения судебных актов данной категории, в том числе в отдельных случаях указывается на то, что в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, а осуществляется в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.

Несмотря на прямое действие указанных законодательных актов, в Управление поступали вышеуказанные запросы с требованием представить информацию о наличии средств на лицевых счетах должников - федеральных бюджетополучателей.

4. Проблемы неисполнения судебных решений, предложения по совершенствованию правовых актов

К проблемам, возникающим при исполнении судебных актов, относятся следующие:

1) Неправильное указание в резолютивной части судебных актов наименования бюджетополучателя-должника - здесь, полагаем, необходимы дополнительные указания высших судебных инстанций нижестоящим судам.

2) Отсутствие единой установленной формы заявления взыскателя - это затрудняет единообразный подход субъектами исполнения судебных актов при анализе и оценке правильности их составления и оформления взыскателями, а также правомерности возврата исполнительных документов по данному основанию (например, неполно, неверно указываются реквизиты банковского счета взыскателя и др.).

Статьей 242.1 БК РФ установлен перечень и порядок оформления документов, предъявляемых для исполнения. Типовые формы документов, используемые при исполнении судебных актов, утверждены Порядком от 22 февраля 2006 г. № 3н. Ранее указанные формы, в том числе формы заявлений взыскателей, прилагаемых к исполнительному документу, были утверждены приказом Минфина России от 15 мая 2001 г. № 36н.

В настоящее время форма таких заявлений, направляемых взыскателем, нормативно не утверждена, установлены лишь некоторые обязательные условия, которые должны в них содержаться и указываться взыскателем.

Целесообразно утвердить форму заявления взыскателя нормативно, в которой привести исчерпывающую информацию, необходимую для органа, исполняющего судебный акт.

3) Должник по закону не ограничивается в сроках направления запроса-требования главному распорядителю (распорядителю) средств федерального бюджета о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования (пункт 5 статьи 242.3 БК РФ).

В то же время главный распорядитель (распорядитель) обязан обеспечить выделение лимитов и объемов финансирования в соответствии с запросом-требованием в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства.

Ранее постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 года № 143 такой срок был установлен - 10 рабочих дней со дня получения должником уведомления о поступлении исполнительного документа.

Полагали бы правильным установить аналогичный срок и в действующем законе. Кроме, того, в целях контроля за соблюдением трехмесячного срока исполнения исполнительного документа целесообразно дополнить статью 242.3 БК РФ нормой о предоставления должником в орган Федерального казначейства копии указанного выше запроса-требования.

Названные сейчас мной, а также ряд иных проблем и конкретных предложений по совершенствованию правовых актов, касающихся исполнения исполнительных документов, направлены Управлением в адрес вышестоящего органа - руководителю Федерального казначейства (Казначейства России) Т.Г. Нестеренко в ноябре 2006 года в связи с поступившим запросом.

Спасибо за внимание !