Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Красноярскому краю
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

Соломатов А.Н. – заместитель начальника Отдела внутреннего контроля и аудита УФК по Красноярскому краю, «О применении новых подходов к проведению контрольных мероприятий»

«О применении новых подходов к проведению

контрольных мероприятий»

В целях выполнения пункта 33 Плана мероприятий по реализации в 2010 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 №1101-р, Федеральным казначейством принят приказ от 20.07.2011 № 302 «Об утверждение плана федерального казначейства по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» (далее – приказ Федерального казначейства № 302). Данным приказом утвержден план Федерального казначейства по повышению эффективности бюджетных расходов и график реализации плана Федерального казначейства по повышению эффективности бюджетных расходов.

Основной целью оптимизации является повышение эффективности деятельности Федерального казначейства путем:

- сокращения административно-хозяйственных расходов на содержание органов Федерального казначейства;

- улучшения качества выполнения полномочий и функций, а также осуществления дополнительных полномочий и функций, в том числе за счет внедрения новых информационных технологических решений.

Достижению целей улучшения качества выполнения полномочий и функций способствует исполнение Плана реализации в 2009-2011 годах Концепции развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2006-2011 годах, утвержденного руководителем Федерального казначейства. В этой связи Федеральным казначейством принят приказ от 29.06.2011 № 253 «Об утверждении Стандартов внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемых контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности» (далее – Стандарты внутреннего контроля).

В соответствии с требованиями Стандартов внутреннего контроля в Управлении Федерального казначейства по Красноярскому краю (далее - Управление) осуществлялось планирование контрольной деятельности. При формировании Плана контрольной деятельности Управления на 2012 год и Плана контрольной деятельности Управления на 2013 год были учеты требования приказа Федерального казначейства №302. А это означает, что учитывались и степень обеспеченности ресурсами отдела внутреннего контроля и аудита Управления (материальными и финансовыми) и экономическая целесообразность проведения контрольных мероприятий.

Из года в год командировочные расходы Управления на выполнение Планов контрольной деятельности Управления стабильно снижались.

Для достижения целей сокращения расходов было принято решение провести часть тематических проверок территориально удаленных отделов Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю без выезда на объект проверки.

Так как проведение проверки и оформление результатов проверки необходимо осуществлять в соответствии со Стандартами внутреннего контроля, возникает необходимость решения вопросов, не урегулированных существующими Стандартами внутреннего контроля.

Стандартами внутреннего контроля не предусмотрено само понятие камеральной (дистанционной) проверки, то есть проверки, проводимой по месту нахождения субъекта проверки по рабочим материалам, предоставленным объектом проверки.

Вследствие проведения проверки в месте расположения субъекта проверки становится не возможным проверка некоторых вопросов, содержащихся в типовой программе комплексной проверки деятельности отделений Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю. Это обусловлено и объемом первичных документов, затраты на копирование и пересылку которых могут быть не оправданно большими, и наличием вопросов связанных, например, с учетом федерального имущества, ведением делопроизводства и т.п.

Но при этом проверка, проведенная в месте расположения субъекта проверки, может отвечать определению комплексной проверки, так как, контрольными действиями могут быть охвачены все направления деятельности объекта проверки.

Хотелось бы также отметить, что помощь в организации подготовки к проведению проверок (Стандарт № 2 Стандартов внутреннего контроля), а именно, в определении объема проверки исходя из перечня и характера процедур внутреннего контроля, необходимых для достижения цели проверки, призван, на мой взгляд, оказать «Журнал учета внутреннего контроля в структурном подразделении органа Федерального казначейства» объектов проверки, введенный приказом Федерального казначейства от 16.04.2012 № 164 «Об утверждении Стандарта внутреннего контроля Федерального казначейства». Изучение указанных журналов поможет определить наиболее рискоемкие процедуры и операции, совершаемые объектами проверки.

Обращаясь далее к рассмотрению Стандартов внутреннего контроля, приведу некоторые возникающие вопросы. Раздел I «Организационно-подготовительный этап проведения проверки» Стандарта №3 Стандартов внутреннего контроля предусматривает обязательное нахождение участников группы проверки на объекте. И, следовательно, оформление запроса-требования в соответствии с требованиями раздела II «Проведение проверки отдельных вопросов Программы проверки» Стандартов внутреннего контроля в части проставления подписей участников группы проверки и лиц объекта проверки, предоставивших документы, становится затруднительным. В Управлении Федерального казначейства по Красноярскому краю всем сотрудникам отдела внутреннего контроля и аудита Управления выданы сертификаты на право подписания документов электронной подписью. Обмен документами, заверенными электронной подписью с работниками объекта проверки организован посредством ведомственной почтовой программы. Для того чтобы оформить запрос-требование в соответствии со Стандартами внутреннего контроля, необходимо посредством ведомственной почтовой программы переслать его не менее трех раз (кроме запроса-требования на предоставление удаленного доступа к базам данных).

Вследствие несовершенства программного обеспечения, используемого в органах Федерального казначейства, копии баз данных объектов проверки зачастую не позволяют формировать некоторые формы документов. В частности при использовании копий баз данных прикладного программного обеспечения «СЭД». Это иногда не позволяет получить документы, содержащие достаточные надлежащие надежные доказательства, подтверждающие выводы, сделанные по результатам контрольного мероприятия.

Стандарт № 4 «Оформление результатов проверки» не предусматривает предоставление и подписание Справки и Акта по результатам проверки деятельности объекта проверки без присутствия на объекте проверки. Учитывая расстояния до объектов проверки на территории Красноярского края, когда до самого отдаленного отделения Управления расстояние составляет более 2 тыс. км, выезд на объект проверки для подписания акта не представляется возможным. При пересылке почтовыми отправлениями актов проверок их даты подписания могут быть за пределами сроков проверки вследствие так же больших расстояний.

В августе 2012 года Отелом внутреннего контроля и аудита Управления в Федеральное казначейство направлены конкретные и более подробные, чем приведены выше, предложения по внесению соответствующих изменений и дополнений в Стандарты внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемых контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности, утвержденные приказом Федерального казначейства от 29.06.2011 №253.

В заключении хочу еще раз отметить, что урегулирование нормативно-правовой базы для применения новых форм и методов контроля будет способствовать снижению денежных, временных трудовых и материальных затрат на осуществление контрольной деятельности.

А.Н. Соломатов

Заместитель начальника отдела внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю